Пять офшорных приемов


Пять офшорных приемов

1.
дроп.jpgНоминальный собственник или директор 
Модель работы через номинальных акционеров и директоров длительное время пользовалась наибольшим спросом. Схема проста: граждане Кипра, Панамы, Британских Виргинских островов дают свое согласие на использование своих данных для регистрации компании. Связь между реальным и номинальным собственником закрепляется в трастовых договорах. Но в государственных реестрах владельцем акций и управляющим директором значится номинал. "Это наиболее безопасная модель работы между таким номиналом и реальным инвестором из Украины", - говорит Лана Голян, партнер практики международного бизнес-администрирования адвокатского объединения Juscutum.
В некоторых случаях номинальный директор просит владельца заверить еще один документ, который называется Proxy. Этим реальный собственник подтверждает, что именно он уполномочил своего номинального директора подписать тот или иной документ.
По словам Голян, под давлением международных организаций ФАТФ и ОЭСР ужесточились и требования в отношении раскрытия реальных собственников. Некоторые страны ввели градацию степеней риска деятельности клиента - часто они отказываются сотрудничать, если клиент связан с политикой (Political Exposed Persons). 
"Мир меняется и необходимо меняться вместе с ним. В существовании офшорных компаний нет ничего крамольного, и, если правильно доносить это до общественности, то использование офшорных механизмов не будет вызывать волну негодования", - говорит юрист. 
2.

доверенность.jpgPower of Attorney

Некоторые собственники бизнеса записывают его на подставных лиц, но получают широкие полномочия по его управлению. через доверенность. Таким образом владелец наделяется полномочиями директора, но при этом не вписан в реестр директоров, и его анонимность надежно защищена. 
Это очень рискованный путь. Во-первых, доверенность может легко отозвать тот, кто ее выдал. Во-вторых, во многих странах (например, Кипр) наличие генеральной доверенности, выданной иностранцу, может привести к утрате резидентства. В-третьих, вопросы могут возникнуть в стране, где находится уполномоченный представитель.
Как рассказывает Оксана Бульба, с 2016 года - момента вступления в силу BEPS (план действий ОСЭР по выводу прибыли из налогообложения - Ред.) - наличие такой доверенности является одним из признаков фиктивности данной компании.

3.
Траст.gifДискреционный траст 
В таком случае официальным собственником всех активов будет трастовый управляющий. Правда, эта схема не гарантирует 100%-ную защиту. Любая страна может принять закон, по которому информация о бенефициарах траста, даже если они не имеют никаких прав, все равно должна раскрываться. 

Можно передать имущество в траст, у которого нет бенефициара или бенефициаром является благотворительный фонд. Владелец может управлять этим бизнесом, оставаясь, например, генеральным директором компании, которая находится "под трастом" или быть так называемым протектором траста. Через 10 -20 лет он может снова купить у траста свою же собственную компанию и стать легальным владельцем бизнеса.  

В качестве альтернативы трасту можно использовать так называемый Foundation, который создается в странах континентального права (объединяет правовые системы континентальной Европы). 

 
4.
Агентский след 
Реальный собственник может скрыться через агентские схемы - заключив договор о распределении прибыли с компанией-агентом, которая принадлежит независимому лицу. Агент отдает своему принципалу по договору, например, 99% прибыли. Компания-принципал "не видна" с точки зрения корпоративного владения. 

Примером регистрационного агента является панамская Mossak Fonseca. Регистрационный агент от своего имени подает документы на регистрацию компании. Он хранит реестр директоров и совладельцев. Как правило, сотрудники могут выступать номинальными владельцами и номинальными директорами по просьбе клиента. По закону регистрационный агент должен знать реального собственника компании. 

Часто от имени клиента дела ведут специальные компании, управляющие его активами. 

5.
Акции на предъявителя
Это, по мнению юристов, один из самых надежных способов скрыть реального бенефициара. Реальным владельцем компании, выпустившей такие акции, становится человек, в руках которого физически находятся ее акции.